Ремонт по ОСАГО начали считать по-новому: что будет с выплатами

С 11 сентября в России кардинально изменился подход к расчету стоимости ремонта по ОСАГО. Как объяснили в Центробанке, с этого момента в специальных ценовых справочниках на запчасти, по данным которых страховые компании определяют размер выплаты или стоимость ремонта, появится возможность учитывать цены аналогов запчастей, если оригинальная деталь отсутствует на рынке. Такой подход авторы справочника из Российского союза автостраховщиков (РСА) будут применять ко всем маркам автомобилей, независимо от страны их производства.

Как разъяснили в РСА, вступление изменений в силу пока только дает саму возможность включения в расчеты цен на аналоги. Данные о новых ценовых ориентирах разработчики справочников лишь собирают: публичные обсуждения этих данных, как ожидается, пройдут до конца сентября.

Полностью готовые справочники с расчетами должны вступить в силу только 19 октября: именно с этого момента страховые компании начнут рассчитывать выплаты с учетом исчезновения значительной части оригинальных запчастей в продаже. Разбираемся, как теперь чинить автомобиль по страховке в условиях дефицита запчастей и сколько это будет стоить.

Зачем в справочники включили более дешевые аналоги www.adv.rbc.ru

Как объяснили в Центробанке, до вступивших в силу изменений, если оригинальная запчасть отсутствовала на рынке, информация о ее стоимости не попадала в справочник. Из-за этого возникали трудности при урегулировании убытков по ОСАГО. Новый подход, согласно разъяснению регулятора, позволит рассчитывать выплату с учетом стоимости аналогов, при этом отсечь заведомо некачественные запчасти.

Фото: ТАСС

Такая ситуация в России сложилась после того, что большая часть иностранных автокомпаний и производителей запчастей ушла с российского рынка или заморозила свое присутствие. Это привело к тому, что оригинальные детали либо полностью исчезли, либо подорожали в несколько раз. При этом, как указали в РСА, в мире существует большой рынок неоригинальных запчастей.

«По качеству неоригиналы ни в чем не уступают оригинальным: детали производятся на тех же заводах, на том же оборудовании, теми же людьми, с теми же стандартами качества. Например, одно и то же лобовое стекло, которое производится на Борском стекольном заводе в Нижегородской области, до санкций с отметкой автопроизводителя стоило 25 тыс. руб., а без отметки — 10 тыс. руб.», — заявил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

Как, в свою очередь, рассказали в «Совкомбанк Страховании», cложности с расчетами цен у страховщиков возникают с любыми запасными частями, по которым в настоящее время нет базовых цен.

«Представительства автопроизводителей цены просто не сообщают, а поскольку запчасти на рынке нет, сколько она стоит, понять невозможно. Таким образом, не представлялось возможным сделать правильный и справедливый расчет стоимости ремонта. Фактически получилось так, что в методике, до внесения изменений, расчет базовой стоимости всегда включал переменную в виде оригинальной запчасти», — сказали в компании.

Там уточнили, что в такой ситуации определить значение этой переменной крайне затруднительно. Нововведение ЦБ, по оценке представителей отрасли, позволит делать оценку стоимости ремонта на основании действующих цен на рынке.

Что в первую очередь будут чинить аналоговыми запчастями

Как рассказали страховщики, аналоговые запчасти будут в основном использовать для замены внешних деталей кузова автомобилей: бамперов, стекол и так далее. Дело в том, что для деталей под капотом аналогов практически нет.

«Есть так называемая «страховая корзина», включающая в себя детали, которые чаще всего получают повреждения в ДТП и требуют ремонта или замены. Это прежде всего кузовные элементы, фары, крылья, бамперы, двери, капоты. Реже получают повреждения скрытые элементы кузова. Например, элементы отделки или электрика. Сложнее всего обстоят дела именно с ними», — привел пример директор департамента урегулирования убытков компании «Абсолют Страхование» Игорь Люкин.

Фото: ТАСС

В первую очередь, по оценкам страховщиков, аналогами придется заменить детали европейских брендов.

«В России отсутствуют запчасти для автомобилей тех производителей, которые покинули российский рынок. В первую очередь, сложности с европейскими брендами. Чуть легче обстоят дела с запчастями на японские автомобили. Меньше всего проблем с ремонтом автомобилей отечественного производства, а также корейских и китайских марок», — сообщил Люкин.

Также, по словам участника рынка, есть сложности с ремонтом машин нового модельного ряда, на которые пока не производятся аналоговые запчасти. И в этом случае у страховщиков только один вариант — заказ оригинальной детали в рамках параллельного импорта.

Как изменится средняя выплата по ОСАГО

В Росгосстрахе напомнили, что в Единой методике расчетов и ранее учитывалась стоимость аналоговых запасных частей. Однако там уточнили, что с вводом новой методики справочника страховщики «перераспределят долю учета стоимости деталей в сторону аналоговых запчастей, если в общем доступе не получится найти размер цен на оригиналы на рынке России». Проще говоря: доля неоригинала в оценке стоимости ремонта вырастет.

При этом опрошенные страховые компании считают, что такие изменения не приведут к снижению средней выплаты по ОСАГО. Напомним, что, по данным РСА, средняя выплата составляет 71 561 руб.

Так, в «Абсолют Страховании» ожидают, что средняя выплата не изменится. «Возможный рост размера выплаты удается компенсировать тем фактом, что 70% запчастей все-таки можно заменить аналогами. Их давно завозят на российский рынок», — сказали в компании.

В свою очередь, в «Росгосстрахе» напомнили, что с начала 2022 года средний размер страхового возмещения по ОСАГО увеличился на 12%. Там также полагают, что вводимые изменения не окажут существенного влияния на изменение средней выплаты.

Сколько теперь ждать ремонта по ОСАГО

Ситуация с поставками запасных частей, особенно по ушедшим маркам, остается сложной, признаются страховщики. По их оценкам, сроки поставки по некоторым позициям либо не определены, либо составляют более одного-двух месяцев. По оценке экспертов из «Абсолют Страхования», очереди связаны с ожиданием поставок запчастей.

Фото: ТАСС

«Согласно закону, ремонт должен быть выполнен на СТОА в течение 20 дней с момента приема машины. Если речь идет о простом случае, например, требуется покрасить элемент, то работы укладываются в отведенный законом срок. Если требуется более сложный ремонт и нужные запчасти отсутствуют, СТО вынуждена подписывать соглашение с клиентом об увеличении срока ремонта. Поскольку сейчас ожидание запчастей может доходить до двух и более месяцев», — рассказал Люкин.

По его словам, если клиент не готов ждать поставок запчастей, ему предлагают выплатить денежное возмещение по калькуляции согласно справочнику.

«Большая часть клиентов выбирают выплату по калькуляции. Тогда клиент самостоятельно занимается поиском деталей и процессом ремонта автомобиля, в некоторых случаях ему приходится доплачивать за ремонт. Часть клиентов выбирает ремонт по направлению страховой компании с учетом текущих обстоятельств: увеличенных сроков поставки запасных частей и необходимости использовать аналоговые запчасти. В данном случае ремонт полностью оплачивает страховщик», — пояснил Люкин.

Как, в свою очередь, объяснили в Российской ассоциации дилеров (РОАД), ситуацию с поставками запчастей может улучшить параллельный импорт — сейчас для российского авторынка это одна из основных схем получения оригинальных запчастей иностранных производителей. Если участникам рынка получится наладить их поставки, эти запчасти также должны появиться в справочниках. Однако, как признают дилеры, пока на рынке запчастей дефицит не устранен.

«В направлении поставок запасных частей мы смогли добиться снятия бюрократического ограничения по обязательному предъявлению сертификатов, принадлежащих обладателям прав на товарные знаки, то есть импортерам. Так или иначе, дефицит деталей пока не устранен. Мы не можем с уверенностью говорить, что завтра перед нашими клиентами будет полный перечень запасных частей», — сказали в пресс-службе РОАД.

Покрыть даже средний ущерб по ОСАГО все сложнее

Представитель Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин, тем не менее, уверен, что такие изменения приведут к снижению размера выплат по ОСАГО, следовательно, получать разницу в цене придется с виновников ДТП через суды. Такое положение дел, по мнению Шапарина, может привести к тому, что все больше водителей вовсе откажутся от покупки полисов, которые после расширения тарифного коридора на 26% станут дороже.

Как, в свою очередь, добавил юрист и эксперт в области автозапчастей Алексей Поляков, неоригинальные дубликаты, согласно позиции Центробанка, можно будет применять, только если данной детали нет в оригинальном варианте.

«Если на рынке есть оригинальная запчасть, страховщики должны будут использовать при расчетах и при ремонте именно ее. Но я опасаюсь, что страховщики надеются как можно чаще использовать в ремонте именно неоригиналы, которые дешевле. А разница в стоимости таких запчастей колоссальная. Например, возьмем бампер для Volksgagen Jetta — оригинальный стоит около 30 тыс. руб., а «дубль» — 7 тыс. руб. И страховщики захотят ориентироваться именно на меньшую цену», — опасается эксперт.

  • Повышение тарифов, снижение выплат на ремонт: что изменится в ОСАГО
  • «Платить больше придется всем»: ОСАГО точно подорожает (расчет)
  • В России изменят тарифы ОСАГО из-за подорожания запчастей

Источник

Tags

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть