Как общаться с инспекторами ГИБДД, что говорить нельзя: советы сотрудника

Сотрудники ГИБДД в большинстве городов России регулярно устраивают рейды и проверки. На фоне объявленного режима повышенной готовности в ряде регионов специальных мероприятий стало еще больше: водителей не только проверяют на алкоголь, но и ищут в машинах запрещенные вещества и оружие. Одновременно с этим до сих пор действует предписание не штрафовать автомобилистов за мелкие нарушения. Как водителю общаться с инспекторами, каких выражений лучше избегать и как быстрее пройти проверку, рассказали в беседе с сами сотрудники, а также экс-инспектор ГИБДД и основатель профессионального сообщества «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов.

Вопрос «Какие основания?» www.adv.rbc.ru

Как рассказали корреспонденту опрошенные инспекторы, некоторые водители при остановке начинают задавать инспекторам вопросы о том, зачем их остановили, и требовать объяснений ― не всегда в вежливой форме. Также иногда водители просят инспекторов назвать основания для проверки документов. Как пояснил Валентин Ильинов, который в том числе занимается юридической консультацией сотрудников ГИБДД, у водителей, несомненно, есть право поинтересоваться, почему именно они вызвали повышенный интерес у инспектора. Другое дело ― как задать этот вопрос.

«Даже со стороны Верховного суда поступали разъяснения о том, что же можно считать причиной для остановки водителя и для проверки документов. Этим основанием считаются мероприятия и различные рейды ГИБДД. А происходят они постоянно, и у инспекторов такое право присутствует всегда, ― заявил Ильинов. ― При этом поинтересоваться у инспектора, почему именно конкретный водитель вызвал вопросы или тем, почему сейчас на этой улице работают полицейские, конечно, не запрещено. Но сделать это можно по-разному».

👉 Как общаться с инспектором ГИБДД. 10 полезных советов

По его словам, если недовольным и грубым тоном требовать у инспектора назвать «причину остановки», такое заявление вызовет ответную реакцию. Сказанное с вызовом требование предъявить водителю удостоверение инспектора в развернутом виде также только накалит обстановку.

«Можно спокойно узнать, что случилось, вежливо поинтересоваться, почему именно эту машину остановили. Инспектор спокойно на это ответит: например, что идет операция по проверке водительских удостоверений. Если говорить грубо, то в ответ не все решат, что есть смысл общаться вежливо. Если водитель в чем-то сомневается, можно вежливо попросить документы, полицейский их покажет без проблем. Спросили, почему остановили, попросили удостоверение. Попросить можно по-разному, настроив против себя инспектора или, наоборот, расположив», ― отметил Ильинов.

Он также уточнил, что водители, у которых не все в порядке с документами, иногда специально ведут себя вызывающе, надеясь отпугнуть инспекторов. Именно поэтому такие автомобилисты могут, наоборот, попасть под более серьезную проверку.

Фото: 

Выходить из машины или нет

Некоторые водители считают, что невежливо общаться с сотрудником ГИБДД, сидя в машине. Другие же, наоборот, воспринимают просьбу выйти из машины и сесть в полицейский автомобиль как подозрительную. Некоторые же, поняв, что удостоверение лежит в сумке в багажнике, начинают вовсе суетиться, выбегать из машины и быстро рыться в сумках, чтобы найти документ. В разговорах с корреспондентом опрошенные инспекторы признались, что они подозрительно относятся к водителям, которые без объяснения причин пытаются выйти из автомобиля после остановки.

Как пояснил Ильинов, решение, когда выходить из автомобиля, а когда нет, нужно принимать в зависимости от ситуации.

«Никто не может гарантировать, что водитель адекватный и что он выходит из машины, например, чтобы достать удостоверение, которое он убрал куда-то в сумку. Он может захотеть убежать или напасть на инспектора. Особенно внимательны к такому нестандартному поведению инспекторы стали именно сейчас, когда обстановка в целом требует постоянного контроля. Поэтому, прежде чем выходить, предупредите инспектора, объясните ситуацию, и так можно избежать лишних проблем», ― сказал Ильинов.

👉 6 фраз, которые нельзя говорить инспекторам ГИБДД (иначе будут проблемы)

Еще один пример. Не всем водителям нравится, когда инспекторы забирают документы к себе в машину и там пишут протокол. Но проситься сесть рядом и что-то контролировать, по словам опрошенных инспекторов, смысла нет: если водитель что-то нарушил, то протокол напишут по этой статье и дальше его нужно будет только прочитать и подписать. Если речь идет о нарушении ПДД, а не о составлении протокола о ДТП.

«Присутствие постороннего человека в служебной машине инспектору тоже в целом не нужно. Там и оружие, и техника. Совсем не обязательно, чтобы водитель также сидел рядом. Если инспектор просто проверяет документы и пишет материал, зачем там лишний человек. Если мы, конечно, не говорим о пьяном водителе, который должен находиться под контролем», ― сказал Ильинов.

Далее, по его словам, когда материалы составлены, в целом инспектору не трудно выйти из машины и отдать документы водителю, ознакомить его с постановлением и дать расписаться. Ну а если, например, погода плохая, идет дождь или снег, то, конечно, логично пригласить водителя в машину и уже там ознакомить его с материалами.

Фото: РБК

Приглашение посидеть в машине для общения — как реагировать

Один из инспекторов раскрыл один нехитрый прием по выявлению нетрезвых водителей. По его словам, если у сотрудников возникают основания подозревать, что водитель нетрезв, но не хочется тратить время на длинные проверки и освидетельствования, водителей приглашают посидеть в патрульной машине и «просто пообщаться». В процессе короткого разговора полицейские могут оценить, насколько адекватно ведет себя автомобилист, а заодно и «принюхаться» к нему. Такой метод Ильинов назвал весьма эффективным, ведь если водитель не вызовет подозрений, никаких официальных проверок ему проходить и вовсе не придется.

«Конечно, когда у инспекторов возникают подозрения полагать, что автомобилист нетрезв, у них есть полное право для начала пообщаться с ним поплотнее. Тогда водителя могут попросить пройти в машину инспекторов, чтобы те поняли, есть запах от водителя или нет, может быть, это омывающая жидкость так странно пахла. Конечно, это не официальная проверка. Присели, посидели две минуты, поговорили — уже так опытные сотрудники могут понять, что запаха алкоголя нет. И нет необходимости писать протокол об отстранении от управления и начинать продувку», ― объяснил Ильинов.

👉 ГИБДД рассказала, как выявляют в потоке лишенных прав водителей

Он назвал пример, когда нежелание водителей сотрудничать и, например, выходить из машины без составления протокола об отстранении приводит к значительной потере времени как инспектора, так и самого водителя.

«Тогда инспектору придется написать протокол об отстранении от управления транспортным средством, потом он будет искать понятых и проводить медосвидетельствование. Ведь подозрения у него возникли, а водитель их не развеял. И вот стоит ли до этого доводить или нет?» ― пояснил эксперт.

Шутки и неоднозначные высказывания

Опрошенные инспекторы признаются: некоторые юмористы любят пошутить: «а у меня труп в багажнике», «а у меня бомба», «да я трезвым вообще не езжу».

«Так не стоило шутить и раньше, а уж теперь и подавно ― человек при исполнении, и что он должен подумать? Он обязан заявление проверить. Возьмет и попросит открыть водителя багажник, чтобы посмотреть, что там. Водитель может начать упираться, тогда придется писать протокол досмотра, искать понятых. И можно так потерять час времени. Ведь инспектор при исполнении, он получает информацию, а если человек хочет его отвлечь… Лучше отвечать кратко и по делу», ― предупредил эксперт.

Инспектор просит заглянуть в багажник — как реагировать

Инспекторы ГИБДД нередко просят водителей открыть багажник просто так ― без составления протокола и приглашения понятых. Некоторые автомобилисты после таких просьб начинают нервничать: вдруг что-то подбросят. Ильинов дал таким водителям инструкцию, как действовать в таком случае, если не хочется терять время.

👉 «Обшаривают, по карманам лезут». Чем отличается осмотр машины от досмотра

«Можно сказать: да, я открою багажник, но я все зафиксирую на видео от начала до конца. Или можно попросить инспектора чуть отойти и перед ним открыть багажник, все подсветить, если надо. Никаких проблем и возмущений со стороны инспекторов возникнуть в таком случае не должно: ему ведь главное проверить, что там нет оружия, каких-нибудь краденых колес. При этом он не каждого водителя будет просить открыть багажник. Ну едет семья в семейном минивэне, вряд ли у них краденые колеса. А если непонятный побитый автомобиль с молодежью в салоне, скорее его стоит проверить», ― пояснил Ильинов.

Фото: РБК

Как попросить отпустить и ограничиться предупреждением

В России до сих пор действует предписание МВД в адрес сотрудников ГИБДД, согласно которому они должны более лояльно относиться к водителям и по возможности вместо мелких штрафов ограничиваться устными предупреждениями.

Ильинов рассказал, что снижение контроля за соблюдением ПДД такое указание не предполагает ― просто у сотрудников больше оснований для проведения профилактических бесед с водителями вместо оформления протокола за несерьезные или легкоустранимые нарушения.

«Вот водитель забыл включить свет фар, или у него грязные номера, не пристегнут ремень, или страховка три дня назад кончилась, или человек просто запутался в разметке и не туда повернул. При этом у водителей и штрафов нет, и они видно, что искренне раскаиваются. Можно в таком случае ограничиться устным замечанием. В первую очередь речь идет о нарушениях, которые устранимы, ― грязные номера, свет, ремень. Вышел, почистил номера и поехал. Но каждый случай индивидуален. Инспектор может решить на месте и оценить ситуацию», ― привел примеры Ильинов.

👉 «Они резко тормозят». Как инспекторы ГИБДД выбирают, кого остановить

За что точно не получится отпустить, так это тонировка: как признались опрошенные сотрудники, к этому нарушению болезненно относятся как сами водители, так и руководители инспекторов в ГИБДД. Нарушение это явное и видно невооруженным глазом.

Чтобы показать инспектору ГИБДД, что водитель понял свою ошибку, стоит в беседе признать вину, извиниться и устранить проблему на месте. Например, протереть номера. Или же внимательно изучить схему дорожного движения, где была допущена ошибка, если причина остановки была в нарушении ПДД.

«После этого можно аккуратно спросить инспектора о том, что, может быть, получится ограничиться устным предупреждением, ― рассказал Ильинов. ― Скажите, что, вот, вы все устранили, исправили, раскаиваетесь, все поняли и так больше делать не будете. Можно напомнить, что сейчас, как вы слышали, такая возможность есть. Если сказать инспектору именно так, большинство пойдет навстречу. В первую очередь такие мелкие нарушения сейчас не стоят времени инспектора. Если инспектор остановит 100 машин за день и не напишет 20 мелких протоколов, а вместо этого поймает пьяного или найдет оружие, это куда полезнее», ― заключил Ильинов.

Источник

Tags

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть